Еще две станции петербургской подземки ушли на ремонт. На этот раз Удельная и Фрунзенская. Обе закрыли на реконструкцию 1 июня 2024 года. Прямо сейчас, если верить самому метрополитену, на ремонте больше 10 станций, которые сохраняют свою функциональность и еще одна - Чернышевская так же на капитальном ремонте. Но вот ее-то должны открыть до конца июня. Верится с трудом. Метрополитен в Петербурге - тяжелая история. И грунты болотистые и сроки срывались неоднократно.
В детстве я жила на Бухарестской улице. Там все строили метро. Потом 90-е. И вот 10 лет назад открыли Международную. Только я там уже не живу больше 20. Переезжала несколько раз. И вот недавно - на Комендантский. И здесь тоже ждали метро! Прямо в моем доме покупались квартиры с расчётом на открытие новой станции. Наивные.
Сколько же было рёва в соседском чатике, когда сообщили о переносе сроков открытия станции “Каменка”. Она должна была появиться на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов. И, видимо, существенно повысить стоимость и моего жилья. Но я уже научена горьким опытом. И не ждала станцию метро под боком. Да и зачем? Я уже давно на машине. Обещанного метро в Питере ждут не три года, а все тридцать.
А метро в конце Комендантского нужно очень сильно. Здесь такая же густонаселенность как в Мурино. Только там это огромный город, а здесь пока в рамках одного проспекта. Но по вечерам у метро Комендантский идет “транспортное смертоубийство” - борьба за стоячее место в автобусах и троллейбусах. Есть еще и чёрные извозчики - таксисты-нелегалы. Доехать до конца Коменды – «соточка» с носа.
Если вспомнить станции метро, которые открывались, что называется, в срок, к каким-то супердатам, то невольно думаешь: да может и хорошо, что не открыли. Вот парочка из них.
“Зенит” - чемпион по протечкам
На эту станцию потратили аж 23 миллиарда рублей. Закопали в землю, ради мирового престижа. Станция строилась специально для нового одноимённого стадиона. Сначала, правда, её назвали “Новокрестовской”. Так её нарекли в день открытия - 26 мая 2018-го. Но как назовёшь, так ведь и поплывёт. И она реально поплыла: протечки, отваливающаяся плитка. По итогу станцию закрыли. Там подмазали, здесь подлепили. Переделали дизайн. И вновь открыли к “Евро 2020”, но уже под названием “Зенит”. Ремонт на этом не закончили. Он продолжился до конца 21-го года.
Станцию строили на намывной территории, а это дорого и сложно. Специально для этой станции намыли 16,5 гектаров земли. Ну или песка и других грунтов. По разным данным только на это ушло от 1 до 2,5 миллиардов. Сейчас станция работает хорошо, но так ли часто она нужна?
Если эту станцию лишь подтапливало и удалось обойтись без серьезных последствий, то следующую историю петербургского метрополитена называют крупнейшей аварией нашей подземки. Речь про Лесную…
“Лесная” - дважды пережившая наводнение
Эта станция-катастрофа. Вся проблема была в спешке. Её строили и сдавали в эксплуатацию к началу XXV съезда КПСС. Из трёх вариантов строительства выбрали самый неудачный. Так что тоннель проходил через русло подземной реки. Это было весной 1974-го при сооружении перегонных тоннелей между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества».
В итоге 8 апреля 1974 года произошел мощный выброс водопесчаной смеси в нижний тоннель (два тоннеля на разных уровнях для движения в разных направлениях). В течении нескольких часов полуторакилометровый участок от места прорыва до почти готовой станции «Лесная» оказался затоплен. Чтобы спасти линию, строители возвели два бетонных затвора - “бетонные пробки” по три метра каждая. Чтобы достроить перегон землю заморозили! Закачали в тоннели более 8 тысяч тонн сжиженного азота. Потом почистили песок и реально достроили. Это было очень дорого. Но в итоге станцию сдали с опозданием на 2,5 года.
Сначала 31 мая 75-го открыли движение “Площадь Ленина” - “Лесная”, а 31 декабря «Лесная» – «Академическая» (именно там был размывавшийся перегон).
Ктати, “Девяткино” раньше называлось “Комсомольская”. И была открыла 29 декабря 78 года, в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. А 1 июля 92-го станцию переименовали в “Девяткино”. Станция, как и сейчас, была пересадочной на железнодорожное направление. И вокзал назывался “Девяткино”.
3 декабря 1995 года произошло еще одно наводнение, перегон экстренно закрыли на 9 лет - до 2004. Все эти девять лет между станциями курсировали бесплатные автобусы.
Про крупнейшую аварию в Петербургском метро был в 86 году снят фильм “Прорыв”. Он повествует о событиях 74 года, но немного преукрашен.
Третий раз “Лесную закрывали уже в 2017-м. Тогда все шло по плану. Восстановили гидроизоляцию наклонного хода, смонтировали новые водооотводящие зонты и проч. Сейчас она обновленная и прекрасная.
“Горьковская”, которая чуть не стала торговым центром
Или, торговый центр - звучит горько. Да-да, обновлённую “Горьковскую”, которую ругали за схожесть с летающей тарелкой, могли бы превратить в очередной ТЦ.
Таков был первый проект павильона. Его предложил концерн “Адамант”. И, слава богу, в 2007 году Градсовет его благополучно отклонил. Основные претензии архитекторов заключались в том, что станция метро занимала всего лишь 450 квадратов, в то время как остальной торговый комплекс 2 тысячи метров. Также были опасения, что ТК станет взаимодействовать с исторической застройкой.
Вообще вариант “поглощения” вестибюля метро торговым комплексом не какое-то ноу-хау, так город экономит огромные деньги. И так поступили, например, с Волковской и Международной. А в советские годы этой участи не избежала и “Петроградская”. Как и Горьковскую её открыли 1 июля 63-го. Спустя полвека закрыли на ремонт. Почти за год - 11,5 месяцев вестибюль “встроили” в Дом мод.
У некоторых архитекторов блуждает мысль совершить такое же надругательство и с Политехнической. Построенная в 75-м, она как раз находится в зоне риска (так близится время технической изношенности и морального устаревания). Мысли этой уже 15 лет, и хорошо еще, что только мысль.
Как вам?
Но вернёмся к Горьковской. С ней справились довольно быстро. Она закрылась 11 октября 2008 года, а уже 26 декабря 2009 года в обновлённом виде приняла новых пассажиров.
Станцию эту открывали одновременно с Петроградской, Сенной и Невским - 1 июля 1963-го. Однако, именно её реконструкция была одной из самых масштабных в петербургском метрополитене. От старого вестибюля ничего не осталось, зато Горьковская стала значительно больше. Её вестибюль: больше касс и больше турникетов на вход.
И если с реконструкцией все в Петербурге более-менее понятно: если закрыли, то точно откроют и сделают это максимально быстро, то вот со строительством новых станции вообще немало вопросов.
Потому что концепция развития постоянно меняется. Или, возможно, так считывается горожанами.
Только в этом году должны ввести три новых станции: "Путиловская", "Юго-Западная" и "Горный институт". А до 2032 года в Петербурге обещают открыть одиннадцать новых станций метро: "Театральная", "Яхтенная", "Планерная", "Шуваловский проспект", "Броневая", "Заставская", "Боровая" и “Каретная".
Но вы-то лучше меня знаете, что обещать - не значит жениться. Если у вас есть виды на конкретную станцию, давайте в комментариях делать ставки, будут их вообще строить или нет. Ну и надеюсь “Горный институт” все-таки откроют в этом году.