Все строящиеся дома и готовые новостройки
Санкт-Петербурга и Ленобласти
Санкт-Петербург и ЛО

Не чёрные лесорубы, так короед. Что творится с лесами вокруг Петербурга

Кора отваливается, хвоя опадает, а стволы темнеют, - это типичная картина поражения елового леса жуком короедом-типографом. Получается сухостой. Из такого дома не построишь, да и на дрова не очень. Еще и опасно. Личинки могут “пересеселиться” в деревянный дом и другие постройки. 
Происшествия и нарушения Власть Землепользование Благоустройство

Кора отваливается, хвоя опадает, а стволы темнеют, - это типичная картина поражения елового леса жуком короедом-типографом. Получается сухостой. Из такого дома не построишь, да и на дрова не очень. Еще и опасно. Личинки могут “пересеселиться” в деревянный дом и другие постройки. 

Такое сейчас происходит в СНТ “Полесье” Выборгского района. Красивейший лес. В нем все еще есть черника. А вот наверх лучше не смотреть. Вместо прекрасных зеленых крон мёртвый лапник. Хвоя осыпалась на тропинку. 

Ещё каких-то 10 лет назад короед-типограф был бичом Московской области. Теперь под ударом Карельский перешеек и леса Ленинградской области. Первые “сигналочки” о том, что лес атакован вредителем, - это появление на коре “муки” и капелек смолы. “Мука” получается от ходов личинок, а смолой больное дерево пытается залечиться. 

Жук, который начинает с коры, а заканчивает сердцевиной

Страдают, конечно, не только елки. Существует несколько сотен видов жуков. Так, усачи и заболонники очень любят плодовые деревья. Под прицелом, например, ослабленные яблони. 

В хозяйства короеды обычно попадают со стройматериалами с пилорамы. Или “перебегают” из заражённого леса. 

А дальше - поедают все подряд. Жуки любят догрызать до сердцевины. При чем не важно мёртвое это дерево (доски, лаги) или растущее - живое. Больше всего любят древесину с корой. Отсюда и название, очевидно. По мере поедания, древесина превращается в труху. Но куда более в меньших масштабах, чем при нападении термитов. 

Несбывшиеся “зоны отчуждения”

На Гугл-картах можно посмотреть как разрастается очаг поражения в Полесье. Это всё съедено за 4 года. У местных жителей четкой позиции по вопросу нет. Самый доступный способ “лечения” леса - санитарная рубка. Но это гектары земли. А свято место пусто не бывает. Местные боятся, что на месте леса после вырубки тут же вырастут коттеджи, а не молодые ёлочки на замену. 

Хотели было прорубить “зону отчуждения” вдоль дороги, но эта процедура под запретом. Лес оказался в аренде у двух компаний. Одна деревообрабатывающая, другая лесозаготавливающая. Им такой “брак” не нужен. Вот и стоят леса. 

Но куда более показательная ситуация - во Всеволожском районе. Там жители выходили на митинги, чтобы остановить санитарную рубку. В итоге зона поражения выросла в разы. 

https://vk.com/wall-212452306_5848 

Речь про берег реки Смоленки. Там несколько лет наблюдалось локальное усыхание деревьев. Санитарные рубки назначили в 2017-м. Но горожане активно выступали против. И правительство ввело пятилетний мораторий на санитарную рубку. Пошло навстречу, называется. В итоге лес “умер” из-за этого самого короеда-типографа. 

Сухостой, ветровал и бурелом - как последствия. Это еще и пожароопасно. 

Всего в Ленинградской области из-за пятилетнего моратория в угнетенном состоянии около 12 тысяч гектаров еловых лесов. 

Так что рубка леса - это не всегда “чиновники воруют лес”. Это спасательная операция. 

Для отслеживания повреждений специалисты Рослесозащиты используют ферромоновые ловушки. Запахи привлекают жуков. По итогу можно судить о динамике численности вредителей в регионе. Ленобластные леса пока что медленно уничтожаются. Но ничуть не быстрее, чем в других регионах. 

Как живёт и “работает” кородед

Как только на улице +15-20 градусов, жук оживает и вылезает из лесной подстилки и летит выбирать дерево. Выбрав подходящее, короед прогрызает отверстие в коре. Попав внутрь, он прогрызает ходы с обособленными камерами. В них жук откладывает яйца. Из яиц появляются личинки, которые едят еще больше, чем жуки, чтобы набрать массу. Личинка окукливается и превращается в жука, который проделывает уже ход наружу. Этот цикл занимает 70 дней. 

Что можно сделать, помимо санитарной вырубки

Опасны короеды еще и тем, что могут переносить грибки. Во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений говорят, что есть и “полезные штаммы”. Они заражают короеда и способны его уничтожить. Но до выхода препарата на рынок еще далеко. Нужно пройти государственную регистрацию, которая занимает несколько лет. Это медицинские, биологические, экологические исследования. И все это стоит денег. 

Убить жука можно и холодом. Для этого используют жидкой азот. Температура для уничтожения личинок - минус 40. Но самому такое проделать не получится, можно навредить дереву. Точно также как и с химикатами. Нюанс - каждый год нужно использовать новые препараты, чтобы у вредителей не вырабатывалась резистентность. Такой метод используют в основном дачники на своих участках. Стоит довольно недёшево. 

А вот с лесами, кажется, ничего кроме санитарной рубки не получится сделать. Как считаете, правильно ли вырубать проблему на корню? 

Оцените статью
Поделиться

При копировании материала активная ссылка на reforum.ru обязательна

Актуальные предложения

Другие статьи блога