В законодательство, касающееся проблемы отмывания денег, недавно были внесены определённые поправки, начавшие действовать с 10 января. Они подразумевают ужесточение контроля за операциями, проводимыми с наличностью. Действие закона распространяется на суммы, превышающие 600 тысяч рублей. В частности, новые поправки коснутся и сделок, заключаемых при операциях с недвижимостью.
Отныне все сделки с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей будут в обязательном порядке контролироваться. "Российская газета" узнала от риэлторов и юристов о том, каким образом нововведения в законодательстве отразятся на рынке недвижимости.
Адвокат Р. Ларченко говорит, что банки и риэлторы теперь будут вынуждены собирать данные о сделках, после чего передавать их в Росфинмониторинг. Раньше подобное практиковалось только по отношению к сделкам, заключавшимся при переходе права собственности на жильё. После внесения поправок сведения будут собираться при любых сделках, сумма которых превысит 3 млн рублей. Это касается и договоров аренды жилья. М. Толстик, председатель совета директоров "Миэль", уточнила, что и раньше риэлторы направляли данные о заключаемых сделках на указанную выше сумму в Росфинмониторинг.
По словам адвоката Д. Фролова, раньше в тех случаях, когда в сделках с недвижимостью оплата проводилась наличным расчётом, это указывалось в договоре, также могло быть выдано подтверждение в виде расписки. Однако то, откуда у участника сделки взялись деньги, никого не интересовало, как и то, легальным ли способом они заработаны. Теперь же, согласно новым поправкам в законодательство, при сделках, сумма которых превышает 3 миллиона рублей, нужно будет подтверждать легальность происхождения средств. Таким образом, цель внесённых поправок состоит в усилении борьбы с отмыванием денег. Поэтому перед тем, как заключить сделку с недвижимостью, участники должны позаботиться об актуальном подтверждении законности происхождения средств.
Как считает Фролов, эти изменения будут неощутимыми для большинства участников рынка недвижимости. Они коснутся косвенного владения недвижимым имуществом, а также тех случаев, когда оно оформляется на номинального собственника или доверенное лицо. Покупатель при этом может одалживать деньги на приобретение жилья у родственника, контроль же за возвратом денег будет невозможным.
По мнению М. Толстик, благодаря нововведениям не будет занижаться стоимость продаваемых объектов недвижимости, а налоговая база станет более прозрачной.