Пандемия не заставила покупателей стать более экономными и не снизила уровень спроса на недвижимость. Таков главный итог первого полугодия в ценовом сегменте 8-16 млн рублей. Он охватывает подклассы «комфорт+» и «бизнес-лайт». Можно констатировать, что аудитория, ориентированная на эту недвижимость в Санкт-Петербурге, сохранила свою платежеспособность. Эксперты Группы «Эталон» выявили несколько тенденций, которые определяли потребительское поведение в первом полугодии 2020-го.
Количество тех, кто готов заплатить за жилье в новостройке от 8 до 16 млн человек, за год увеличилось на 8,2%. За первые шесть месяцев текущего года в этой бюджетной категории были реализованы 3,5 тыс. квартир и апартаментов. Ее удельный вес в структуре городского спроса увеличился почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2019-го – с 8,2% до 12,0%. В корпоративной статистике продаж Группы «Эталон» объем лотов с бюджетом 8-16 млн рублей вырос в 2,4 раза. По итогам полугодия их доля составляет 39,8%.
Средняя площадь объекта, купленного в Санкт-Петербурге за 8-16 млн рублей, равна 72,8 кв. м. Это на 30 кв. м больше, чем в среднем по рынку. В 2020-м году в бюджет 8-16 млн рублей укладывались 29,5% реализованных двухкомнатных квартир, 62,0% трехкомнатных и 45,9% четырехкомнатных. Во всех указанных категориях показатели существенно выросли за год. Наиболее выражен этот тренд в отношении двухкомнатных лотов. В прошлом году только 18,5% подобных объектов продавались за 8-16 млн рублей. «Квартиры с двумя комнатами – это универсальный продукт, который неизменно выделяется высокой ликвидностью и широкой востребованностью. Благодаря более доступной ипотеке возросло количество покупателей, которые могут себе его позволить. Причем речь идет не о разборе остатков, а о целенаправленном интересе. Если брать бюджетную категорию 8-16 млн рублей, то эта закономерность будет выглядеть наиболее ярко. В тех проектах, которые уже долгое время экспонируются на рынке, двухкомнатные лоты фигурируют в 53% всех сделок, а в премьерных новостройках – почти 70%», – подчеркивает Ирина Соловьева, коммерческий директор Санкт-Петербургского территориального управления Группы «Эталон».
Ипотека, действительно, выступила мощным драйвером спроса в рамках исследуемой выборки. 58,3% квартир и апартаментов, реализованных в розницу с января по июнь 2020-го, имели ипотечную основу. За тот же период 2019-го данный показатель ограничивался 42,9%. Очевидно, что усиление спроса на ипотечные программы связано с повышением их доступности. Достаточно указать на последовательное уменьшение кредитной ставки и внедрение программы государственного субсидирования ипотеки.
Доля реализованных лотов стоимостью от 8 до 16 млн рублей выросла в большинстве районов Санкт-Петербурга. Максимум зафиксирован в Адмиралтейском районе – 64,1%. В этой локации более трех четвертей спроса приходится на проекты «Галактика» и Галактика Pro. В Центральном районе исследуемая ценовая категория также покрывает более половины от общего количества сделок. Отметку в 30% преодолели Василеостровский, Фрунзенский и Петроградский районы. Причем последний оказался едва ли не единственной локацией, где удельный вес объектов по 8-16 млн рублей снизился. Это связано с постепенным сокращением экспозиции, заполненной в основном элитными и премиальными лотами, а также регулярным повышением стоимости выставленного на продажу жилья. По количеству реализованных лотов с бюджетом 8-16 млн рублей лидируют Приморский, Выборгский и Московский районы. Последний получил значительные пополнения в данном ценовом сегменте после выхода в продажу проектов Квартал Che и «Московские ворота II»
Чем обусловлено увеличение количества сделок в данном ценовом сегменте? Главными причинами служат вымывание более доступного предложения в отсутствие большого объема новых поступлений, а также увеличение стоимости квадратного мера в строящихся жилых комплексах. Происходит транзит лотов в более высокие ценовые категории. И этот процесс отражается на структуре спроса.
«Тот факт, что аудитория, располагающая бюджетами по 8-16 млн рублей, не только удержалась на рынке вопреки давлению кризиса, но и расширила свое присутствие – очень хорошая новость для всей строительной индустрии. Это означает, что девелоперы могут спокойно продолжать работу по качественному апгрейду своих проектов, не отвлекаясь на рискованные импровизации и злокачественную экономию. Следовательно, город и покупатели получат такой продукт, который делает среду проживания более совершенной и насыщенной», – резюмирует Ирина Соловьева.